Крупнейший независимый брокер на рынке нефтепродуктов

Все новости компании Блог и новости
Еженедельный обзор российского рынка нефтепродуктов за 13-17 ноября
13.11.2017

По итогам минувшей недели биржевые индексы Москва для бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 снизились на 0,6–0,8%. Индекс для межсезонного дизтоплива обвалился на 2,4%, а для зимнего — вырос на 0,7%.

Керосина нет и не известно, когда будет

Биржевой индекс Москва для авиакеросина за прошлую неделю подскочил на 2,3%. Если вдаваться в детали, то пятничное значение индекса Москва для авиакеросина на уровне 45099 ₽/т не является недельным максимумом.

В минувшую среду биржевой индекс Москва для авиакеросина составил 45713 ₽/т. Это еще один исторический максимум биржевых индексов, обновленный в последнее время.

Для сравнения, в конце октября индекс Москва для авиакеросина составил 42934 ₽/т, а в конце сентября — 40483 ₽/т.

Получается, за полтора месяца биржевая цена авиакеросина взлетела почти на 13%. Причины этого скачка цен мы детально проанализируем в одном из ближайших выпусков «Оптового рынка нефтепродуктов России».

Очевидно, что оптовый рынок авиакеросина — это еще один рынок, где образовался дефицит товара. Этой осенью мы получили дефициты предложения на трех рынках: автобензина, авиакеросина и зимних марок дизтоплива. Сложившаяся ситуация — повод задуматься, правильно ли работает российский рынок нефтепродуктов.

Межсезонное ДТ подешевело, у нефтяников есть повод увеличить экспорт

Основное снижение цен на межсезонное дизтопливо произошло с понедельника по среду прошлой недели. В четверг и в пятницу индекс Москва для этого товара был близок к уровню среды.

Произошедшее снижение цен отчасти связано со смещением спроса в сторону зимних сортов дизтоплива. Еще одна причина удешевления межсезонного дизтоплива — нехватка и дороговизна второго компонента для производства зимних сортов ДТ (авиакеросина).

В прошлый четверг экспортный паритет для трубопроводных партий дизтоплива производства Московского НПЗ в направлении Приморска был на уровне 41460 ₽/т. Учитывая, что примерно такой же уровень в минувшие среду–пятницу демонстрировал биржевой индекс Москва для межсезонного дизтоплива, который включает в себя транспортные тарифы от НПЗ до центра потребления, можно сделать вывод о сохраняющемся дисконте к экспортному паритету на российском рынке.

Как на это отреагируют производители, покажет начавшаяся неделя. Нефтяные компании начнут продавать на бирже нефтепродукты из декабрьской производственной программы, и с учетом дисконта внутреннего рынка по межсезонному дизтопливу, распределение декабрьской выработки товара может быть сделано в пользу экспорта.

Что происходит на Московском НПЗ?

Еще одна неприятная новость на рынке дизтоплива — проблемы с отпуском товара в Москве.

По словам участников рынка, с Московского НПЗ отпускается исключительно зимнее дизельное топливо и только в адрес некоторых сетей АЗС. Отсутствие отпуска межсезонного дизтоплива с Московского НПЗ привело к тому, что в прошлую пятницу на Володарской ЛПДС почти закончился запас дизтоплива у сбытового предприятия «Газпром нефти». Новая прокачка товара ожидается в середине дня 20 ноября. Только после этого отпуск межсезонного дизтоплива с ВЛПДС может нормализоваться.

Согласно графику ремонтов НПЗ, актуальному на прошлую пятницу, комплекс каткрекинга на Московском НПЗ может заработать 20 ноября. Кроме того, 13 ноября в режим горячей циркуляции была переведена малая установка по первичной переработке нефти Московского НПЗ, ее запуск должен был произойти 19 ноября.

Согласно базе заявок на вагоны ГУ-12, актуальной на 13 ноября, «Газпром нефть» в ноябре намерена экспортировать в направлении порта Усть-Луга 168,1 тыс. т мазута с Московского НПЗ против 98,8 тыс. т октябрьского плана. Кроме того, в направлении Усть-Луги планируется отгрузить 32,3 тыс. т топлива нефтяного. В прошлом месяце такие отгрузки не осуществлялись. Под кодом топлива нефтяного может транспортироваться вакуумный газойль.

Суммарный прирост ноябрьского плана экспортных отгрузок мазута и ВГО (сырья установки каткрекинга) с Московского НПЗ в сравнении с октябрьским по состоянию на прошлый понедельник составлял примерно 101 тыс. т. Производительность комплекса каткрекинга Московского НПЗ по сырью оценивается в 170–200 тыс. т в месяц.

Нефтяники планируют увеличить экспорт бензинов

Актуальная на 13 ноября база заявок на вагоны ГУ-12 отражает рост экспортных планов по бензинам с НПЗ, вырабатывающих товарный автобензин. Бензины в данном случае трактуются расширительно и отражают не только бензин моторный, но и такие грузы как алкилат, бензин для промышленных целей, прямогонный бензин и прочие бензины.

Планы экспорта бензинов на ноябрь в сравнении с октябрьским уровнем увеличили все крупнейшие нефтяные компании. Совокупный план экспорта бензинов на октябрь составлял 793,4 тыс. т по показателю «принято к перевозке». Ноябрьский план составляет 952,4 тыс. т по показателю «принято к перевозке» и почти 1,08 млн т по показателю «заявлено».

Рост ноябрьского плана экспорта бензинов в сравнении с октябрьским произошел на фоне завершения осенней профилактики на российских НПЗ. Видя значительный дисконт к экспортному паритету на внутреннем рынке, производители, судя по всему, приняли решение увеличить отгрузки бензина на экспорт, причем не обязательно в виде товарного продукта, но и в виде компонентов/сырья.

Бензин подешевел на бирже

Самая интересная ситуация на прошлой неделе развивалась на рынке автобензина. Регуляр-92 и Премиум-95 активно дешевели в начале недели на фоне заявлений представителей ФАС.

При этом виновными в росте цен были названы трейдеры.

«Они [трейдеры] пошли на увеличение покупок. Может идти речь и о недобросовестных трейдерах. Они на вторичном рынке пошли играть наверх, и мы может подозревать, что, подняв котировку, они хотели заработать на перепродаже товара. Это основная причина», — считает начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин.

Замглавы ФАС России также заявил на прошлой неделе, что не ожидает роста цен на бензины ни в опте, ни в рознице.

«Сейчас меняется конъюнктура внешнего рынка. Цены на нефть выросли существенным образом, пошлина меняется с примерно месячной задержкой. Это означает, что увеличенная пошлина будет применяться с середины месяца. Это означает, что соответствующий ограничитель по netback в ближайшее время начнет работать. Пределы роста цены и стимул для ее снижения, они появятся в ближайшее время», — сказал он.

По словам Голомолзина, розничные цены в большей степени ориентированы на платежный спрос потребителей, поэтому «нефтяные компании, независимые АЗС широко применяют программы скидок, поэтому сказать, что у цен есть потенциал для существенного роста вверх, это вопрос неочевидный».

«Сейчас мы вступили в период меньшей волатильности и меньшей динамики цен на потребрынке», — заключил Голомолзин.

Кроме того, ФАС России рекомендовала нефтяным компаниям увеличить предложение бензина на российском рынке, в том числе продажи товара на бирже СПбМТСБ.

Минэнерго (кажется) предлагает копить бензин на зиму

Минэнерго, судя по всему, воздержалось от публичной дискуссии о ситуации на рынке бензина. По крайней мере, прессрелиз на сайте ведомства по итогам четвергового штаба ничем не отличается от стандартного сообщения. Других новостей с комментариями о рынке бензина на сайте Минэнерго не было.

Между тем начальник управления регулирования ТЭК ФАС России Дмитрий Махонин на прошлой неделе заявил, что Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям накапливать запасы топлива в размере 1,7 млн т.

Рекомендация копить запасы бензина на фоне проблем на оптовом рынке выглядит по меньшей мере нелогичной. По мнению Дмитрия Махонина, такие объемы являются излишними и их часть можно было бы безболезненно реализовывать на рынке для удержания цен на топливо.

«Мы говорим о том, что 1,3 млн тонн — это тот уровень, ниже которого опускаться нельзя, но 1,5 — это уже приемлемый уровень, а сейчас 1,7. Давайте гибко подходить к механизму, к товару, который хранится. Давайте в случае возникновения таких ситуаций, буквально за день, давать рекомендации компаниям (по продажи части объемов запасов). Не с точки зрения антимонопольного регулятора, а с точки зрения Минэнерго. Давайте рекомендации дадим и погасим этот ажиотажа», — сказал Махонин.

«Для чего нам такие большие запасы в период низкого спроса? Это же затраты на хранение! Мы постоянно дискутируем с Минэнерго. Мы не должны накапливать и накапливать эти запасы и удерживать. Мы должны их гибко использовать. Должны быть на случай таких нештатных ситуаций нормальные гибкие механизмы», — добавил Дмитрий Махонин.

Что дальше?

Завершение прошлой недели на рынке автобензина было не особо позитивным. Спрос на подешевевшие бензины возрос в конце недели. Катализатором этого стало не только предшествовавшее снижение цен, но и отсутствие значимого увеличения объемов продаж товара в ходе биржевых торгов.

На фоне заявлений регуляторов в начале прошлой недели многие покупатели решили приостановить закупки бензина и дождаться снижения цен. Кроме того, покупатели надеялись увидеть существенный рост реализации товара на торгах. Однако этого не произошло, в итоге в конце недели спрос вернулся на биржу.

Не исключено, что, слыша рекомендации по увеличению продаж с одной стороны и рекомендации по складированию бензина на зиму с другой, нефтяные компании продолжат разыгрывать свою карту: сокращать выработку автобензина по разным поводам и увеличивать экспорт товара из-за привлекательной конъюнктуры внешнего рынка.