Для информационного и документального взаимодействия АО “Солид-товарные рынки”
использует ТОЛЬКО указанные ниже контактные данные:
1. Е-mail – любой адрес заканчивающийся на @solid-tr.ru
2. Телефонные номера –
Проверьте контактные данные в договоре!
В минувшую пятницу биржевые индексы Москва для бензинов Регуляр-92 и Премиум-95 достигли максимальных значений за всю историю торгов. За прошедшую неделю индекс для Регуляр-92 вырос на 2,3%, а для Премиум-95 — на 1,5%. Никогда еще товар на российском рынке не стоил настолько дорого.
У этого роста цен есть несколько объективных предпосылок.
Утром в минувшую среду несколько источников на рынке рассказали, что на Московском НПЗ была внепланово остановлена установка каталитического крекинга, которая входит в «большое технологическое кольцо». По некоторым данным, проблемы с установкой возникли еще в начале ноября.
«Завод временно приостановил отгрузки бензина. По предварительным оценкам, каткрекинг простоит примерно 2 недели. Из-за этого предприятие может сократить выпуск высокооктанового бензина в текущем месяце на 50–60 тыс. т», — рассказал один из собеседников.
По данным московских трейдеров, отгрузки бензина с АСН Московского НПЗ были приостановлены с 00:00 8 ноября. Позже проблемы с отпуском товара стали наблюдаться и на Володарской ЛПДС. До конца минувшей недели перебои с отгрузками бензина в адрес независимых участников рынка не были ликвидированы, рассказали источники.
Знакомые с ситуацией собеседники рассказали, что «Газпром нефть» планирует перенаправить часть бензина с Омского НПЗ в адрес собственных сбытовых предприятий в Центральной России. Однако учитывая, что на Омском НПЗ продолжается капитальный ремонт, уход этого товара с оптового рынка Сибири ухудшит ситуацию на рынке азиатской части страны.
Один из собеседников рассказал, что нефтяным компаниям могут рекомендовать сократить экспорт бензина для выправления баланса спроса и предложения на внутреннем рынке.
Примечательно также, что информация об остановке каткрекинга на Московском НПЗ совпала с всплеском спроса на железнодорожные партии бензина в минувшую среду на заводах европейской части России. По неподтвержденным данным, значительную часть высокооктанового бензина в среду на бирже могли купить торговые компании для «Газпром нефти». На Биржевом комитете, который состоялся 8 ноября, «Газпром нефть» просили воздержаться от скупки бензина через трейдеров в ходе основной сессии, рассказали источники.
Тем не менее высокий спрос на бензины на бирже продержался всю прошлую неделю, а в минувшую пятницу цены на товар, как было сказано выше, обновили исторические максимумы.
В минувшую среду ЦДУ ТЭК опубликовало обновленные данные по производству, отгрузкам и по товарным остаткам нефтепродуктов, согласно которым в России продолжилось сокращение запасов автобензина.
Товарные остатки автобензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний с 30 октября по 6 ноября сократились примерно на 40 тыс. т, до 1484 тыс. т.
Производство бензина в первую неделю ноября снизилось, что может способствовать дальнейшему сокращению запасов. С 1 по 7 ноября в РФ выпускалось примерно 95,8 тыс. т автобензина в сутки против 103,8 тыс. т в сутки с 25 по 31 октября.
На Московском НПЗ первичная переработка нефти с 1 по 8 ноября мало изменилась в сравнении с 1–11 октября и составила 31 тыс. т/сут., показали оперативные данные ЦДУ ТЭК, вышедшие в прошлую пятницу. Выработка автобензина на Московском НПЗ 1–8 ноября составила 5,7 тыс. т/сут. против 8,6 тыс. т/сут. за 1–11 октября. Производство топочного мазута на Московском НПЗ в начале ноября выросло до 8 тыс. т/сут. против 5,1 тыс. т/сут. в начале октября.
Еще один фактор, который может способствовать росту цен не только на бензин, но и на дизельное топливо и мазут — резкий рост экспортного паритета, вызванный удорожанием нефти и нефтепродуктов на мировом рынке.
В минувший четверг экспортный паритет для московского автобензина составил примерно 50360 ₽/т, для трубопроводных партий дизтоплива — 42110 ₽/т, и для мазута — 13690 ₽/т. Все указанные нефтепродукты выгоднее экспортировать из России, чем продавать на внутреннем рынке. При этом самый сильный дисконт внутреннего рынка наблюдается по бензину и мазуту.
В случае межсезонного дизтоплива на внутреннем рынке дисконт незначительный. С другой стороны, при наращивании экспорта производители гарантированно получат рост валютной выручки. А при увеличении продаж дизтоплива на внутреннем рынке нефтяные компании получат снижение цен и увеличение дисконта к экспортному паритету.
Пресс-служба Московского НПЗ в конце прошлой недели дала Интерфаксу интересный комментарий: «Работа установки каталитического крекинга планово приостановлена. Выпуск автомобильных топлив осуществляется в соответствии с программой производства».
Если воспринимать эту цитату буквально, то складывается впечатление, что план состоял в том, чтобы в ноябре остановить каткрекинг и снизить выработку бензина в сравнении с октябрем. Возможно, это впечатление — ошибочное, и имелось в виду совсем не это.
Неудивительно, что на рынке к концу прошлой недели появились конспирологические слухи, согласно которым аварии на установке каткрекинга не было, а установка отключена до нормализации конъюнктуры внутреннего рынка. Верить им или нет, решать читателям.
Однако нужно отметить, что «благодаря» аварии на крекинге снижена выработка товара, по которому наблюдается самый сильный дисконт внутреннего рынка
Кроме того, «Газпром нефть» существенно повысила план экспорта мазута с Московского НПЗ на ноябрь в сравнении с октябрем. Согласно базе заявок ГУ-12, актуальной на 7 ноября, ноябрьский план экспорта мазута с Московского НПЗ составляет 131,4 тыс. т против 98,8 тыс. т октябрьского плана. Весь товар будет отгружен в направлении порта Усть-Луга. В конце прошлой недели экспортный паритет для московского мазута был примерно на 18% выше биржевой цены этого товара.
Здесь уместно вспомнить историю с заградительной экспортной пошлиной на бензины, которая была введена на фоне бензинового кризиса 2011 года. Когда на внутреннем рынке возник жесткий дефицит бензина, сначала была введена заградительная пошлина на товарный бензин в размере 90% от пошлины на нефть. После этого некоторые производители объявили о поломках их НПЗ и рекордно увеличили экспорт прямогонного бензина. Примерно через месяц регуляторы ввели заградительную пошлину на нетоварные бензины и пригрозили ввести такую же пошлину на вакуумный газойль, если нефтяники вздумают остановить комплексы каталитического крекинга.
Сложившаяся ситуация означает одно: российский топливный рынок теряет устойчивость, как только мировые цены на нефть и нефтепродукты начинают расти. Какие существуют варианты для решения этих проблем, мы проанализируем в следующих выпусках еженедельника.
Грустно наблюдать за тем, как регулятор вместо глубокого анализа рынка и системных мер находит проблему в очевидно ошибочных биржевых сделках, не имеющих ни малейшего шанса хоть как-то повлиять на конъюнктуру топливного рынка.