Для информационного и документального взаимодействия АО “Солид-товарные рынки”
использует ТОЛЬКО указанные ниже контактные данные:
1. Е-mail – любой адрес заканчивающийся на @solid-tr.ru
2. Телефонные номера –
Проверьте контактные данные в договоре!
В минувшую пятницу обновлены исторические максимумы биржевых индексов Москва сразу по 4 товарам — бензинам Регуляр-92 и Премиум-95, авиакеросину и зимнему дизтопливу.
Маржинальный доход московской АЗС, рассчитанный от биржевых индексов Москва и средних розничных цен, опубликованных на сайте Московской топливной ассоциации, составил 4% по зимнему дизтопливу и 10,3% и 13,7% по бензинам Регуляр-92 и Премиум-95 соответственно. Все значения маржинального дохода находятся ниже 15%-го уровня, который операторы розничного рынка считают комфортным.
Среднее значение экспортного паритета для автобензина и дизтоплива производства Московского НПЗ за 17–23 ноября составило соответственно 47400 и 41300 ₽/т. Отметим, что расчеты выполнены с учетом растущей с 1 декабря экспортной полшины.
Такой уровень экспортного паритета означает, что нефтяные компании, скорее всего, продолжат в декабре активно экспортировать летнее и межсезонное дизтопливо. Что касается автобензина, то на внутреннем рынке сохраняется значительный дисконт к экспортному паритету, который нефтяники, несомненно, хотели бы ликвидировать.
Если нефтяным компаниям удастся повысить цены на бензины до уровня экспортного паритета, то маржа АЗС по бензинам упадет до 4–9%. Это означает убыток от розничной реализации бензина Премиум-95 на уровне 40 копеек на литр, и Регуляр-92 — 2,3 ₽ на литр с учетом издержек АЗС. Сегодняшний убыток от розничной реализации зимнего дизтоплива оценивается в 2,4 ₽ на литр.
Сложившаяся на рынке ситуация хорошо описывается старым слоганом: независимая розница не может выжить при сегодняшних оптовых ценах, а нефтяные компании не хотят по сегодняшним ценам продавать товар. Убытки при реализации в розницу нефтепродуктов, закупаемых по биржевым ценам, видны невооруженным взглядом. Равно как и поводы увеличивать из страны экспорт дизтоплива и автобензина. Все это — чистая математика.
Революционные предпосылки налицо, и их первопричина в том, что российский топливный рынок больше не может работать в парадигме ежегодного роста розничных цен примерно на уровне инфляции. Инфляция в последнее время снизилась, мировые цены на нефть и нефтепродукты — выросли, а Минфин, по-видимому, смотрит на отрасль и рынок исключительно как на источник налоговых поступлений, регулярно производя внеплановые повышения акцизов.
В то же время российскому рынку нефтепродуктов совсем не обязательно проходить через болезненный революционный процесс с гибелью или нефтепереработки, или независимой топливной розницы в зависимости от принимаемых решений.
Компромисс должен учитывать интересы 4 сторон: нефтепереработки, топливной розницы, госбюджета и населения. Но уже сейчас понятно, что кому-то в этой четверке придется подвинуться сильнее, чем остальным.
Цены на авиакеросин поздней осенью 2017 года побили все мыслимые и немыслимые рекорды и продолжают оставаться вблизи исторических максимумов, что свидетельствует о нехватке товара на внутреннем рынке.
Значение биржевого индекса МАУ в конце мая 2017 года, перед началом сезона отпусков, находилось на уровне 32950 ₽/т. Сейчас этот индекс держится на уровне 40200 ₽/т. Годом ранее значение индекса МАУ составляло примерно 33800 ₽/т.
Региональный индекс Москва для авиакеросина, который отражает не только закупки топлива гражданской авиацией, демонстрирует еще более высокие значения.
Бурный рост цен на авиакеросин в России происходит вопреки увеличению его производства относительно 2016 года. По расчетам «Аналитики товарных рынков» на основе данных ЦДУ ТЭК, с января по ноябрь 2017 года российские НПЗ могут произвести примерно 9,3 млн т авиакеросина, а за аналогичный период 2016 года было выработано около 8,9 млн т топлива.
Продажи авиакеросина увеличились и на бирже, однако это не сдержало рост цен на топливо. В январе–октябре 2017 года нефтяные компании реализовали на СПбМТСБ 1,31 млн т железнодорожных партий авиакеросина, а в январе–октябре 2016 года — 1,14 млн т.
По мнению источников на рынке, существенное удорожание авиакеросина за последние полгода обусловлено значительным ростом спроса на топливо со стороны гражданской авиации.
«Увеличение производства авиакеросина в 2017 году оказалось недостаточным, чтобы удовлетворить выросший спрос на внутреннем рынке. Из-за этого мы получили рекордные цены на авиакеросин еще до начала зимы, когда стоимость топлива обычно бьет рекорды», — прокомментировал трейдер.
По данным Росавиации, с января по сентябрь 2016 года авиакомпании перевезли 67,6 млн пассажиров, а за аналогичный период текущего года было перевезено почти 81 млн человек (прирост почти на 20%).
Основной причиной увеличения объемов авиаперевозок в текущем году мог стать рост курса рубля по отношению к доллару США и Евро, который привел к росту выездного туризма, а также открытие Турции для чартеров. В 2017 году курс доллара США находился в диапазоне 55,5–62,5 ₽, тогда как в 2016 году он составлял 62,5–82,5 ₽.
Косвенную поддержку ценам авиакеросина в текущем году могла оказать более высокая цена нефти и нефтепродуктов на международном рынке, однако из ж/д статистики следует, что отгрузки топлива за рубеж снизились относительно прошлого года. По данным ж/д экспедиторов, с января по октябрь 2017 года на экспорт было отгружено примерно 570 тыс. т керосина, тогда как за аналогичный период прошлого года — около 661 тыс. т.
У роста цен на авиакеросин в 2017 году были и локальные факторы. Так, с марта 2017 года выработку авиатоплива приостановил Орский НПЗ в связи с проводимой модернизацией. Орский авиакеросин пользовался спросом как со стороны авиации, так и «производителей» морозостойкого дизтоплива.
Еще одним поводом к росту цен на авиакеросин могло стать существенное увеличение отгрузок топлива в адрес федеральных заказчиков.
Наконец, осенью 2017 года видно изменение в стратегии продаж авиакеросина на бирже некоторыми продавцами. В предыдущие годы осенью–зимой нефтяные компании продавали на торгах много авиакеросина, который закупался и для производства зимних марок дизтоплива на нефтебазах. Сейчас, однако, продажи авиатоплива со многих НПЗ держатся на минимальном уровне, в результате цена продукта существенно превышает цену зимнего дизтоплива. Возможно, таким способом нефтяные компании стремятся убрать с рынка дешевые заменители зимнего дизтоплива и поднять цену заводского ДТЗ. Если это и есть стратегия нефтяников, то она работает.
Учитывая, что в 2018 году в России пройдет чемпионат мира по футболу, весьма вероятно, гражданская авиация снова продемонстрирует положительную динамику по перевозкам. В связи с этим производство авиатоплива в 2018 году потребуется существенно увеличить, чтобы избежать повторения ценовых рекордов на российском рынке.