Для информационного и документального взаимодействия АО “Солид-товарные рынки”
использует ТОЛЬКО указанные ниже контактные данные:
1. Е-mail – любой адрес заканчивающийся на @solid-tr.ru
2. Телефонные номера –
Проверьте контактные данные в договоре!
Согласно еженедельному обзору ЦДУ ТЭК, с 26 ноября по 3 декабря на АЗС нефтяных компаний выросли средние цены на все виды моторных топлив. Бензин Регуляр-92 подорожал на 0,12 ₽, до 37,98 ₽/л, Премиум-95 — на 0,13 ₽, до 40,67 ₽/л, и зимнее дизельное топливо — на 0,11 ₽, до 40,21 ₽/л.
По сравнению с 1 января 2017 года средняя по России цена Регуляр-92 повысилась на 5,7%, Премиум-95 — на 5,0%, и зимнего дизельного топлива — на 6,5%. Рост розничных цен по всем нефтепродуктам обогнал 4%-ю инфляцию, однако это не улучшило ситуацию с доходностью независимых операторов розничного рынка.
В таблицах на странице 2 приведены расчеты маржинальной доходности АЗС от биржевых региональных индексов по состоянию на 4 декабря и от средних розничных цен на АЗС ВИНК по данным ЦДУ ТЭК на 3 декабря.
Маржинальный доход АЗС по зимнему дизельному топливу в большинстве центров потребления получился отрицательным. При этом комфортным уровнем является как минимум 12%-я положительная маржа.
Для оценки убытка АЗС от реализации зимнего дизельного топлива, закупаемого на бирже, к биржевому региональному индексу добавлялась стоимость кредитных денег, хранения на нефтебазе, доставки бензовозом от нефтебазы до АЗС и другие операционные расходы АЗС (в совокупности 4 рубля на литр).
С учетом таких издержек АЗС, убыток от реализации зимнего дизельного топлива в розницу составляет от 3 до 5,3 рублей на литр в зависимости от региона, а в среднем по всем центрам потребления — примерно 4 рубля на литр.
Розничная реализация бензина Регуляр-92 получилась убыточной почти во всех центрах потребления, а средний убыток оценивается на уровне 0,7 рубля на литр.
Следует отметить, что выполненные расчеты в большей степени отражают экономику сетей АЗС ВИНК, так как независимые продавцы топлива вынуждены торговать дешевле, чем нефтяные компании. Таким образом, потери независимых заправок в текущей рыночной ситуации, скорее всего, еще выше.
«Убытки по зимнему дизтопливу рекордные, мы раньше никогда не сталкивались с настолько катастрофической ситуацией», — сказал владелец независимой сети АЗС на условиях анонимности.
По его словам, несмотря на скачок биржевых цен на зимнее дизтопливо в конце 2016 года, год назад большинство частных заправок продавали дизтопливо с прибылью от 1 до 2 рублей на литр в зависимости от региона.
«В такой ситуации можно было бы остановить продажи дизтоплива, чтобы не плодить убыток или привлечь внимание к проблеме. Но это моментально приведет к потере клиентов. Получается, на повестке дня выбор наименее плохого варианта из существующих опций», — сказал другой собеседник.
Участники рынка сходятся во мнении, что частные сети АЗС продолжат торговать нефтепродуктами в убыток и попытаются компенсировать его на сопутствующих товарах. Однако не все сети смогут таким способом отбить потери от реализации топлива.
Политика искусственного сдерживания розничных цен на нефтепродукты оборачивается значительными потерями для госбюджета. Если предположить, что на российских АЗС ежемесячно реализуется примерно 2 млн т дизтоплива, и весь товар продается с убытком 4 рубля на литр, то за 4 месяца до конца
марта 2018 года розничные операторы рынка получат за счет этого совокупный убыток на уровне 39 млрд рублей.
Конечно, продавцы будут пытаться повышать розничные цены на дизтопливо, чтобы сократить потери. Тем не менее даже 20–30 млрд рублей за 4 месяца — это огромная сумма. С одной стороны, она означает разорение для частных сетей АЗС. А для госбюджета — это прямые потери из-за недополученных налогов.
В протоколе Биржевого комитета, состоявшегося 22 ноября, СПбМТСБ было дано поручение в срок до 8 декабря вынести на рассмотрение ближайшего заседания Совета Секции «Нефтепродукты» предложение Российского топливного союза «о введении ограничений по перепродаже ресурсов производителей нефтепродуктов в ходе основной торговой сессии путем пересмотра широты по реализации расчета биржевых индексов производителей (по базисам франко-НПЗ), не учитывающих биржевые договора компаний-продавцов, не относящихся к числу производителей нефтепродуктов».
Формулировка несколько запутанная, и ее можно прочитать как рекомендацию ограничить перепродажу товара, или как рекомендацию исключить трейдерские продажи из базы расчета индексов. Собственно, после выхода этого протокола участники рынка сходились во мнении, что будет изменен алгоритм расчета индекса: из расчета начнут исключать трейдерские продажи и ошибочные сделки, цены которых существенно отклоняются от рыночного уровня.
Однако в повестке дня Совета Секции «Нефтепродукты», который запланирован на 8 декабря, этот вопрос указан в следующей формулировке: О запрете выставления заявок на продажу отдельных видов нефтепродуктов с использованием обеспечения денежными средствами. Докладчики: Новиков А.В., «Роснефть» и Аркуша Е.А., Российский топливный союз.
Таким образом, опасения участников рынка подтвердились, и вопрос вынесен на голосование именно в формулировке «Роснефти»: запретить трейдерам продавать на биржевых торгах продукт на базисах НПЗ.